На главную Назад
   Как одолеть Неодолимое болото (или как рождаются легенды)

Желание съездить на Неодолимое болото, как обычно, уже давно владело мной. Но отсутствие достойной компании заставляло все время откладывать воплощение этой идеи в жизнь. Понятно, что трудно найти человека готового на столь отчаянный шаг (тем более, зимой) и вот, наконец, такой человек нашёлся, и им как всегда оказался Александр. После долгих моих рассказов, уговоров и обещаний найти несметные сокровища и клады, раскопать неизвестную крепость, или стоянку древнего человека и т.п., возымели действие. Конечно, по правде целью нашей вылазки должна стать коса (остров), расположенная по середине Неодолимого болота и обозначенная квадратами 72 и 84, выбор этого объекта не случаен. Ведь гдето здесь проходила до 1940 года граница с Финляндией и вполне возможно, что нам удастся, найти что-то интересное.
   Было решено выехать в субботу 29 января. К этому времени уже неделю как, кончилась экстремальная новогодняя оттепель, и несколько дней держался небольшой морозец, к тому же и снег выпал. По этому можно было рассчитывать, что болото хотя бы немного промерзло.
   Выехали мы из города часов в семь, температура за бортом градусов 12 мороза, шёл небольшой снежок, дорога на всей дистанции была расчищена и укатана, но т.к. резина была летней, ехать пришлось не быстро. Миновали Токсово, Матокса, Гарболово, повернули на Пески конечному пункту нашей поездки, здесь дорога уже была с небольшими заносами, уже начало десятого, мы на месте. Пески - это дачный поселок, здесь мы нашли одинокого дачника, под охраной которого оставили машину. Лыжи в руки, палки на голо, и в путь, а морозец то уже наверное градусов 15. Лыжни конечно нет по этому прем по целине, ориентируемся по компасу и карте, пока это легко, рядом дорога.   Километра через полтора два достираем крутого берега речки Вьюн, она покрыта льдом, повезло, движемся налево, по течению, по льду   ещё около полу часа. Находим более, менее пологое место правого берега, ориентиром может служить изба   , построенная прямо на берегу. Судя по карте до берега болота еще километра два. Снег не глубокий под ним ледок, по этому идем быстро и легко.   Из леса выходим на просеку и дальше идем по ней. Вот и первый интересный объект, на высоком берегу низины, с которой видимо, начинается Неодолимое болото, расположен заросший кустарником дот,   над его входом отчетливо видна звезда и номер. Если б мы взяли немного в сторону, то наверное его не заметили. Небольшой привал как только остановились сразу становится холодно. На часах уже 12-15. С крыши дота видно косу, цель нашего похода, визуально до нее еще километра два. Спускаемся к болоту, под снегом вода, но это только у берега, дальше лед и снег. Через час с небольшим мы на западной оконечности косы (квадрат 72), здесь в отличие от болота, высокие деревья и песок, видимо это так называемый оз - русло реки ледникового периода. Тут же делаем очередную находку, это по всей видимости башня зарытого в землю танка, или бронеколпак,   а рядом следы раскопок. Интересно, что будет дальше. Время близится к двум часам дня. Пора подумать о возвращении, решаем двигаться еще 20 минут, и потом повернуть назад, ночевать в лесу в такой мороз совсем не хочется, к тому же для этого мы ни чего с собой не взяли. Движемся вперед. Спускаемся в очередную ложбину, впереди из края возвышенности в сторону равнины болота горизонтально торчит ствол, но не дерева, а орудийный. Подходим ближе, это двухорудийный дот,   и в очень хорошем состоянии, ствол доже покрашен. Привал. Решаем, что пора назад. Нужно успеть до темноты добраться к машине, на это у нас остается всего около трех часов.
   Путь назад оказался ни чем не примечательным, когда мы добрались до дачного поселка, было уже темно, мы совсем промерзли и вымотались, сразу переоделись в сухое, выпили горячего, крепкого чая. Машина слава богу сразу завелась. Еду совсем медленно, сказывается усталость. В 21-40 дома, и без приключений.

К сожалению до восточной оконечности косы (квадрат 84) мы так и не добрались, может быть в другой раз.

Запись сделана по горячим следам 01.04.

На главную Назад
Вопросы и пожелания по адресу: pan-ama@narod.ru