Полет "раздолбайки" (Карелия и северное Приладожье).

(Основной текст - К.Г., комментарии синим - А.Е.)
Началась эта поездка в пятницу 15 августа 2003 года в 15.00 от Марсова поля СПб.

В состав экспедиции вошли, что уже становится традицией я и Александр. Транспортным средством на этот раз была избрано не каноэ, а авто-мобиль, рожденный в незалежной и самостийной под гордым именем Таврия в традиционном для моих средств передвижения 1994 году. Точный пробег "раздолбайки" остается для меня тайной, а тот, что отображается на одометре, явно не отражает тернистого жизненного пути нашего средства передвижения. Сейчас, когда я пишу эти строки, и мои мысли возвращаются вновь, и вновь к перепетиям путешествия я понимаю, что отправляться в него было несколько авантюрно, т.к. для подобных поездок лучше выбирать более надежный транспорт, но очень уж нам хотелось проехать маршрутом описанным http://around.spb.ru/walk/north/karjala/karjala2002.php, и посмотреть достопримечательности. Единственно чем отличаются наши маршруты это направление (Мы решили поехать в обратном направлении, Валаам не посещать, а побывать на известном водопаде "Кивач").

Началось все с благополучного преодоления нескольких пробок (самая большая на набережной рядом с Александро-Невской лаврой) при выезде из города, ведь была пятница конец рабочего дня, и наконец прощай Петербург здравствуй Ленинградская область.

Путь наш лежал через Отрадное и Кировск по берегу Невы на Мурманскую трассу. Описывать дорогу не буду она многим известна (От себя хочу добавить, что вне нашего внимания остался Усть-Ижорский храм Александра Невского, где в 1240 г. Александр Ярославич одержал победу над шведами. По преданию сразу же после битвы здесь была воздвигнута небольшая часовня, а в XVI веке построен храм. Сейчас храм реставрируется) .

Первым пунктом для осмотра достопримечательностей была выбрана Старая Ладога. По насыщенности достопримечательностями этот городок конечно не идет в сравнение например с В. Новгородом. Но в нем есть своя прелесть. Особенное впечатление производят развалины крепости на широкой излучине Волхова от её частей куда еще не добралась рука реставратора так и веет глубокой стариной (Полностью согласен с Константином. Стариной действительно веет. Такое ощущение, что вот-вот появятся конные отряды русичей, или по Волхову ладьи варягов) . Внутри крепости нам попалась телевизионная группа снимающая следы ВВП, запомнилась фраза "здесь он стоял", случилось это недалеко от церквей Георгиевской (построена для Ладожской дружины в 1160 - 1180 г.) и деревянной Дмитрия Салунского (первая половина XVII в.) . Также мы осмотрели Никольский мужской монастырь (точнее сказать то, что от него осталось. Хотя какие-то реставрационные работы сейчас начали вести. Наверное, после приезда туда Путина денег выделили. Никольский монастырь по преданию основан Александром Невским ) , в храме Иоанна Златоуста в это время шла служба, два мужичка в "гражданской" (я бы сказал, в мирской) одежде пели что-то церковное. Хотели мы подняться на колокольню но двери оказались закрыты, говорят ,что еще год назад попасть туда можно было свободно. Следующим был Успенский собор и монастырь (это я говорил, в прошлом году был в Старой Ладоге и внутри этой колокольни. Ничего интересного, разруха и запустенье.) , там ведутся, как и везде (насчёт везде, это Константин преувеличивает) реставрационные работы, побелка и современные материалы сразу уничтожают налет старины и ликвидируют слияние ландшафта и построек. Затем был храм Рождества Иоанна Предтечи он оказался тоже действующим и очень симпатичным внутри. Затем мы поднялись на самый высокий курган Урочища сопки с которого открывается прекрасный вид на Старою Ладогу и Волхов (По преданию там могила Вещего Олега). Вновь Мурманка (трасса на Мурманск), направление Лодейное Поле (по объездной мы не поехали). Начало темнеть и не доезжая километров 10 до этого населенного пункта, останавливаемся для ночевки. Разводим костерок и уже в полной темноте ужинаем (традиционное для нас грибное рагу. Пока я разводил костёр и чистил картошку, Константин набрал подосиновиков) .

На следующее утро минуем Лодейное Поле, пересекаем мост с раздолбанным покрытием через Свирь (похоже, что покрытие не меняют специально. Мост узкий, чтобы народ не разгонялся - тут определяющим видимо является ведомственная принадлежность, или речники, или дорожники, или железнодорожники) . Вот и Карелия окружающие пейзажи меняются. Километров через 15 поворачиваем на Старою Слободу (это название обозначено на карте. На самом деле, указатель на трассе обозначает поворот на населённый пункт Свирское) , чтобы осмотреть Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь , (на сайте монастыря все очень хорошо и подробно описано). Та часть, в которой находится психиатрическая больница (Троицкий монастырь), произвела на меня намного большее впечатление своим естественным (я бы сказал, первозданным, не испорченным рукой реставраторов) состоянием. В Преображенском монастыре (действующем) нас все время сопровождали благожелательные тетушки с предложением ознакомить с достопримечательностями или пожертвовать (за съёмку попросили заплатить. Мы сказали, что фотографировать не будем, только посмотрим. На выходе всё же разрешили сделать один снимок) . Хотя понятно, что на реставрацию нужны большие средства. Например во многих других местах просто стоят копилки для пожертвований и каждый сам решает жертвовать или нет, а местные служащие не к кому не подходят и не требуют жертвовать. В прочем общего впечатления от монастыря это не испортило.

Опять выезжаем на Мурманку и держим путь на Олонец. Трасса просто прекрасная, но впереди сюрприз, о котором предупреждали в интернете. Это пост Карельского ГАИ, делаем все в соответствии с правилами и знаками, снижаем скорость до сорока (километров в час) , останавливаемся у знака стоп на воротах КПП (знак на створке которая открыта), там сержантик машет рукой типа проезжай. Скорость не увеличиваем, медленно ползем еще метров 150 (отмены ограничения 40 км/час не было, хотя трасса - великолепная и для такого ограничения причин нет) . Оп-ля (как и предупреждали) там еще один гаец (сотрудник ГАИ, сленг) стоит, качаясь на тонких ножках, и сжимает в ручках радар, меряет скорость, в звании лейтенант. Нам ноль внимания. Едем дальше. Поворот на Олонец нам туда (объездная в стороне). Потом опять на М 18. Путь нам на Петрозаводск. Трасса ремонтируется, новая просто шикарна, старая извилиста и трудна, но пролегает по живописным местам. Пряжа, Половина, Матросы (это - экзотические названия населенных пунктов) , Петрозаводск.

В Петрозаводске смотрим Крестовоздвиженскую церковь. Ищем на рынке местного пива. Находим, Мурманского разлива (Кольское классическое) в остальном ассортимент, как в Питере (большой выбор Ярославского. Вся линейка сортов) . Едем дальше, впереди нас ждет Кивач (Историческая справка -государственный заповедник "Кивач" расположен в южной части Карелии, в Кондопожском районе. Создан в 1931 году. Площадь заповедника - 10,5 тыс. га, с охранной зоной -17 тыс. га. По территории заповедника протекает река Суна, одна из крупнейших рек Карелии. На реке Суне несколько водопадов, один их них знаменитый водопад "Кивач" , высота падения которого 10,7 м. Самый известный водопад Карелии. С легкой руки Г.Р. Державина - первого Олонецкого губернатора и выдающегося поэта, посвятившего ему в 1791 г. знаменитую оду "Водопад", Кивач занял видное место в творчестве многих поэтов, художников, прозаиков. Самый знаменитый посетитель водопада - император Александр II. По случаю его приезда (1868), к Кивачу была проложена хорошая дорога, построены беседка на правом берегу и дом для ночлега - на левом, а ниже водопада - мост через реку Суну ) .

Вот и он. КПП, въезд в заповедник 20 руб. с машины (это Константин преуменьшает, - не с машины, а с человека) . Запрещено купаться, загорать, ловить рыбу и т.п. в водопаде, опасно для жизни (Это было написано в памятке, которую нам вручили на въезде вместе с билетами. Ещё запрещено выгуливать без поводка собак и кошек, громко включать звучащую аппаратуру, развешивать на деревья и кусты возле водопада тряпочки, шнурки, пакеты, бумагу и прочие предметы) . Мы не купаемся (хотелось бы конечно), рыбу не ловим (шнурки на деревья и кусты не развешиваем) , только смотрим да фотографируем, этим же занимаются все другие посетители. Водопад даже сейчас производит впечатление. А раньше как описано в музейной экспозиции, показано на картинах и фотографиях он был еще грандиознее и красивее. Труженики советского лесосплава и здесь приложили руку, стесали все каменные неровности, жалко, обратно их конечно не приклеить.

Посмотрели, поехали дальше (Там ещё дендрарий хороший. Т.е., у деревьев таблички с названиями поставлены) . У дороги стоит памятник первостроителям дороги (На постаменте - асфальтный каток. Едем обратно от Кивача на Петрозаовдск) . Наш путь лежит дальше мимо Петрозаводска на Сортавалу. Минуем Маньгу, начинает темнеть, пора искать место для стоянки, ни чего не предвещает беды, даже нет симптомов (я бы сказал, предостережений) . Находим поворот в лес, едем в горку по лесной каменистой дороге. Тут бам-трам, опять бам, думаю неужели зацепили днищем, двигатель заглолох. Остановились на перегибе рельефа в небольшой луже. Пытаюсь завести, скрежет, опять глохнем. Завожу, передачи не включаются, скрежет, все приехали. Настроение самое скверное. До шоссе километра два по плохой дороге, а там еще 80 до Петрозаводска. Начинается дождь, темнеет. Ставим палатку на ближайшем пригорке. Потом пытаемся вытащить машину из лужи, с большим трудом делаем это. Александр говорит: "такая легкая казалась, а с места не сдвинуть". Да легкая, на ровной дороге (выталкивали машину в гору) . Хорошо завтра хоть не придется в луже купаться. Совсем темно, дождь идет. Лезем в палатку, утро вечера мудренее. Настроение у меня совсем хреновое.

Всю ночь лил дождь.

Утро. Настроение хреновое. Проверяю сцепление, все на месте, привод цел. Лезу под машину, регулирую кулису. При не работающем двигателе начали передачи включаться. При работающем теперь на нейтралке скрежета не слышно, при работающем не включаются и скрежет. Решаем больше не эксперементировать. Тут на наше счастье появляется 99 (ВАЗ 21099) . Её хозяин вытаскивает нас на ровное место (помогает развернуть машину на обратный ход) , и едет дальше по грибы. Собираем шмотки, грузимся. Нужно идти на трассу за буксиром (Проблематична ситуация, - нужно остановить машину и объяснить, что нужно заехать в лес. И кто ж это с трассы в лес поедет по просьбе незнакомого мужика ?) . Возвращается 99, предлагает дотащить до трассы, мы отказаться не можем, слава богу дело пошло, уже вроде бы и не так хреново. Стоим на трассе, до Пряжи где ближайший автосервис 18 км (спросили у хозяина ВАЗ 21099) . Стою на обочине, машу проезжающим тросом, зажатым в кулаке. Останавливается ауди из 90 региона (имеется ввиду номерной знак с кодом региона 90. Как выяснилось, это новый код Московской Области) . У одного из пассажиров раньше была такая же "раздолбайка", как и наша, сочувствуют (ага, говорит, это у вас что то с двигателем у меня такое тоже было (типа заклинило). Константин комментируя позже (мне), что проще машину бросить, чем тащить до Питера и менять двигатель) , предлагают дотащить до сервиса, мы отказаться не можем. Спасибо Вам добрые люди (И действительно, огромное им спасибо ! Настоящие автомобилисты, помогли в трудную минуту, денег брать не стали, сказали, вам ещё ремонтироваться. Ребята с Audi предлагали свой мобильный телефон, чтобы мы позвонили домой) . Поехали (на буксире), , настроение постепенно улучшается. Пряжа, автосервис в 2 километрах от неё, 11 часов, выходной (день недели - воскресенье) . Идем по окрестным домам искать людей. Часа через 2 начинают собираться, у них выходной, пиво, орешки, чипсы. Постепенно понимаем, что в луже и лесу было лучше. Время идет, движений ни каких (Ну как же, они на машину посмотрели - не та марка, по цокали, пошли дальше пиво пить) . Решаем нам дорога только в Петрозаводск, там цивилизация, там машины чинють. Один из парней соглашается дотащить нас до настоящего сервиса, часа два ищем трос, наш порвался на несколько частей. Наконец в дорогу, идет дождь, опять Пряжа, Половина, Матросы, Петрозаводск. СуланжГора, автосервис, вечер воскресенья 17 августа 2003 года. Идем по окрестностям, промзона достопримечательностей нет, на ближайшей стоянке выясняем, где что можно починить, где купить запчасти. Покупаем пивка. Торможу проезжающую "ставриду" ("Таврию", сленг) водитель под "парами" (не сильно трезв, сленг) подтверждает сведения полученные на стоянке.

Ночуем в машине, пьем чаек из кипятка любезно предложенным нам охранником автосервиса, затем перед сном принимаем пивко.

Наконец утро. К восьми улица оживает. Прибывают автомобилисты, жаждущие ремонта. Принимают после некоторых уговоров и нас. Диагност говорит сцепление, тоже хреново, но хорошо, что не коробка (имеется ввиду коробка передач) . Наконец мы на подъёмнике, коробочку сняли, диск сцепления развалился и расплющился о маховик. Лечу, в город, сперва в магазин он возле университета, там нет нужного. Лечу дальше на рынок, там последний в Петрозаводсе диск сцепления, он мой, ура! (Это Константину сказали, что последний. Я думаю, что потом опять достанут из-под прилавка очередной последний - я все таки склонен верить людям последний значит последний, потом в этой поездке нам столько людей помогало). Обратно на станцию, уже заждались. Ставим, заводим, едем, 15: 00, все, мы счастливы, опять на коне. Запомните в Петрозаводске, на улице Новосунжгородской, автомастерская с большой надписью "Ремонт ВАЗ", если что-то сломается Вам туда. На радостях едем на Петрозаводскую набережную фотографироваться, и смотреть на Онежское озеро. Все, пора дальше. Петрозаводск, Матросы, Половина, Пряжа маршрут известный едем по нему уже в четвертый за последние двое суток раз.

Вот Маньга смотрим деревянную церковь Богородицы Покрова 14 века, любуемся пейзажем открывающимся с её колокольни, красиво. Едем дальше. Решаем ехать намеченным ранее маршрутом, но уже не где не останавливаться, время упущено, а послезавтра нужно быть на работе.

Едем Крошноозеро, Ведлозеро, Куйкола, Лахта, Колатсельга, Кясняселькя дорога поначалу среднего качества переходит просто в шикарную трассу, по ней летим как ветер, потом начинается грейдер, петляющий по сторонам строящейся дороги. Населенных пунктов здесь нет, район не освоен. Эх, жаль нет времени остановиться у какогонибудь озера. Наконец асфальт, выезжаем на дорогу соединяющую Пяткяранту и Суоярви, осматриваем памятник двум сестрам Росси и Финляндии
(Это - мемориал "Крест Скорби".
1939 - 1944

Две сестры - Россия и Суоми,
две матери - Суоми и Россия
Они создали этот Крест скорби
Из самих себя.
Головы их вместе слились.
И руки в надежде.
Любовь одержит верх.
Это от нас зависит.
От каждого

В "незнаменитую" Зимнюю войну 1939-40 года здесь произошел один из трагических эпизодов гибели частей из-за бездарного управления войсками. Это место гибели 18 стрелковой дивизии и 34 легкотанковой бригады РККА.)
.

Путь дальше на Сортавалу, вот и берег Ладоги, теперь поворот на Рускеалу (не доезжая Сортавала), , нужно посмотреть порог из фильма "А зори здесь тихие" (Расположены на 17 км шоссе Сортавала - Рускеала), , красиво. Здесь люди тоже потрудились, стесали лишние каменные неровности. Дальше на Ланденпохья, дорога просто блеск, чувствую себя участником ралли, вверх вниз, вверх вниз, только ради этого нужно было сюда заехать. Уже темнеет, пора искать место для стоянки, но как приличное место так населенный пункт (Хотели заночевать на берегу озера, но все живописные места уже обжиты народом.) , поворачиваем на Уусикюля, опять начинается грейдер. Все совсем темно, заезжаем в лес. Второй раз за поездку готовим горячее.

Утром дальше, грейдер петляет во всех плоскостях, некоторые участки очень хорошие можно ехать быстро, на некоторых и при скорости 10 км/час, тряска ужасная, кажется сейчас все рассыплется (ага, Константин дважды глушитель подвязывал) , попадаются деревушки со странными названиями (Это Константин имеет в виду поселок Куркиёки (Журавлиная река). Жаль, что не смогли остановиться, спешили домой) . На одном из подъемов видим стоит знак аварийной остановки. За перевалом, в низине авария, вернее ее последствия, гаишники (сотрудники ГАИ, сленг) разбираются с ними. Дорога тяжелая можно легко влететь в кювет, или во встречного. Хийтола, асфальт, сооружение типа мостик, с двух сторон знаки стоп, гаишник стоит следит чтобы все правила соблюдали, опять грейдер, когда же он интересно кончится.

Вот и Ленинградская область, возле дороги высится как символ прошлого большой ржавый транспарант "застава", чуть дальше, контрольно-следовая полоса, заграждения из колючей проволоки, граница. Вот и асфальт. Под машиной что-то бренчит, кронштейн отвалился, глушитель цепляется за дорогу, сварка не выдержала, вот что значит езда по грейдеру. Останавливаемся у озера, искупаться, заодно привязываю глушитель остатками троса. Вот и Приозерск, единственный светофор в городе, авария (на перекрестке битая машина) , тут же летит джигит на красный, пропускаем. Лосево, едем через Елизаветинку. Скоро Питер. 17:00 мы дома. Все конец поездке.

Вот итог, масса впечатлений хороших и плохих, пройдено 1450 километров, израсходовано 75 литров бензина, "раздолбайка" приобрела новый диск сцепления (и масло в коробке передач) .

Кому интересно бензин самый дешевый в Ленинградской области, меньше 10 рублей попадался, но заправляться не пробовал. Самый дорогой в Карелии цена близка к 12 рублям, одно хорошо, что есть он практически везде.

Все.

Куда еще поехать? Подскажите.

Вопросы и пожелания по адресу: pan-ama@narod.ru
Hosted by uCoz